Интервью А.Л. Рыбаса журналу «Промышленность и безопасность»

Статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору Александр Рыбас рассказал журналу «Промышленность и безопасность» о нормотворческой работе Службы, которая была проделана в 2016 году, а также о планах на 2017 год.

Подготовка новых законодательных актов, направленных на обеспечение промышленной безопасности, является одним из главных направлений деятельности Ростехнадзора. Каких успехов в законотворческой деятельности удалось добиться в текущем году, и каковы планы на 2017 год?

Могу отметить, что уходящий год был весьма насыщенным с точки зрения одобрения инициатив Ростехнадзора. В уходящем году было принято 4 закона, разработанных Ростехнадзором. Это изменения в законодательство, направленные на совершенствование нормативного регулирования вопросов:

обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения (Федеральный закон от 01.05.2016 № 132-ФЗ);

обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и осуществления надзора за ними на основе риск-ориентированного подхода (Федеральный закон от 03.07.2016 № 255-ФЗ);

безопасной эксплуатации лифтов, платформ для инвалидов, эскалаторов, движущихся пешеходных дорожек (Федеральный закон от 03.07.2016 № 371-ФЗ);

деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства (Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ).

Также хотел бы отметить, что сотрудники Ростехнадзора принимали непосредственное участие в подготовке федеральных законов от 23.06.2016 № 196-ФЗ (по вопросам обеспечения надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики) и от 03.07.2016 № 283-ФЗ (по вопросам общественного контроля в области промышленной безопасности и руководств по безопасности).

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 02.11.2016 принят в первом чтении разработанный Ростехнадзором законопроект № 1117053-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики».

Кроме того, Ростехнадзором после ряда трагедий с башенными кранами подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части уточнения особенностей регулирования промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются башенные краны и оборудование, работающее под избыточным давлением).

Принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации. Это постановления, которыми внесены изменения в:

Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, уточнившие критерии аварий и оптимизировавшие порядок проведения расследования их причин как Ростехнадзором, так и эксплуатирующими организациями (постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2016 № 525, работа над этими изменениями велась более двух лет);

Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, распространившие федеральный государственный энергетический надзор на отдельные категории потребителей электрической энергии (постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 № 701);

постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2014 № 848, скорректировавшие правила проведения технического расследования причин аварий на лифтах, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах), подъемных платформах для инвалидов) и уточнившие понятие аварии на таких объектах (постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2016 № 818);

Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, уточнившие порядок декларирования таких сооружений (постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 № 1149).

Наконец, установлены особенности оценки соответствия продукции, применяемой на объектах использования атомной энергии (постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 № 544). Работа над этими особенностями велась нами совместно с коллегами из Госкорпорации "Росатом" и Аппарата Правительства Российской Федерации более четырех лет.

Также в 2016 году нами внесено в Правительство Российской Федерации 6 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих деятельность Ростехнадзора:

- «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». Данным проектом постановления вносятся изменения в части исключения из актов Правительства Российской Федерации функций и полномочий, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401;

- «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения» (вносятся изменения в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, а также Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, в части уточнения полномочий Ростехнадзора и Минэнерго России по вопросам безопасности в сфере теплоснабжения);

- «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» (в части разграничения полномочий органов федерального государственного энергетического надзора в сфере энергетики и теплоснабжения);

- «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в части отнесения к компетенции Ростехнадзора вопросов рассмотрения материалов и сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»);

- «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (в части отмены обязательности заверения печатью заявления о предоставлении лицензии и уточнения отдельных процедур представления в лицензирующий орган документов соискателями лицензий в целях приведения в соответствие с законодательством о предоставлении государственных услуг);

- «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в связи с преобразованием Южного федерального округа).

В 2016 году утверждено и зарегистрировано Минюстом России 36 приказов Ростехнадзора (из них: Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности – 2, 7 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 4 административных регламента, по иным вопросам деятельности Ростехнадзора – 7 приказов, 5 приказов внесли изменения в действующие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, 1 приказ – в действующие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, 2 приказами изменены действующие административные регламенты Ростехнадзора, 8 приказами изменены действующие приказы Ростехнадзора по иным сферам деятельности Ростехнадзора).

Проходят государственную регистрацию в Минюсте России 14 приказов Ростехнадзора.

Таким образом, нам удалось не только выполнить План нормотворческой деятельности Службы на 2016 год, но и обеспечить принятие целого ряда "внеплановых" (по отдельным поручениям Правительства) нормативных правовых актов.

Что касается основных направлений нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2017 год, то к таковым можно отнести:

1) совершенствование вопросов привлечения к ответственности за систематические грубые нарушения требований промышленной безопасности;

2) урегулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности при проведении сварочных работ;

3) введение института общественного контроля за безопасностью в сфере электроэнергетики и законодательная регламентация вопросов допуска в эксплуатацию энергоустановок;

4) дальнейшее совершенствование регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом рекомендаций МАГАТЭ и признанных наилучших практик;

5) внедрение риск-ориентированного подхода в сфере федерального государственного энергетического надзора;

6) законодательная регламентация процедур аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;

7) дальнейшая оптимизация исполнения отдельных функций Ростехнадзора, а также регулирования безопасности поднадзорных нам объектов с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.

План нормотворческой деятельности Службы на 2017 год рассматривался на заседаниях Научно-технического совета Ростехнадзора и Общественного совета при Ростехнадзоре и был одобрен.

К подготовке некоторых актов, предусмотренных в Плане на 2017 год, мы уже приступили. Будем стараться обеспечить его полное выполнение.