Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций

Вопрос. В случае, если член СРО не уведомил в установленный срок об устранении нарушений, повлекших применение к нему меры дисциплинарного воздействия, вследствие чего к члену возможно ли применение более жестких мер дисциплинарного воздействия? Также необходимо ли проводить в данном случае внеплановую проверку с фиксацией факта неустранения нарушений и составлением соответствующего акта?

Ответ. Правила контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации и порядок применения мер дисциплинарного воздействия устанавливаются саморегулируемой организацией самостоятельно. При этом саморегулируемая организация при разработке указанных документов в части оснований для проведения внеплановых проверок вправе за аналогию применить положения статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


Вопрос. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля за деятельностью членов носит обязательный характер?

Ответ. Согласно части 3 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если деятельность члена саморегулируемой организации связана с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.

Методика расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в связи с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов утверждена приказом Минстроя России от 10.04.2017 № 699/пр.


Вопрос. Почему орган по контролю не может вынести меру дисциплинарного воздействия – предписание или предупреждение сразу же после проведения проверки?

Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предписание и предупреждение являются мерами дисциплинарного воздействия, решение о применении которых принимает орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.


Вопрос. В соответствии с частью 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для исключения из членов является неисполнение предписаний органов государственного строительного надзора. Относится ли это к СРО, в которую входят изыскательские организации?

Ответ. Предмет государственного строительного надзора определен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Государственный строительный надзор осуществляется только при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, установление во внутренних положениях указанного основания для исключения из членов саморегулируемой организации будет являться избыточным в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих инженерные изыскания.


Вопрос: При проверках для подтверждения соответствия требованиям СРО с нас требует документы только на бумаге. Можем ли мы направлять документы к проверке в электронном виде?

Ответ: К основным функциям саморегулируемой организации в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в том числе относится разработка и установление условий членства в саморегулируемой организации. Порядок представления документов устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно. Порядок и правила использования электронной подписи установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Таким образом, в случае если саморегулируемой организацией внутренними документами, принятыми и утвержденными в установленном порядке, не установлена возможность направления документов их членами в электронном виде, то документы представляются в бумажном виде, оформленные надлежащим образом.


Вопрос. Возможно ли применение в качестве меры дисциплинарного воздействия понижение уровня ответственности?

Ответ. Нет, это неправомерно. Законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрено понижение уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


Вопрос. Вправе ли саморегулируемая организация в сфере строительства осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения требований охраны труда в организации?

Ответ. Вопросы трудового законодательства в Российской Федерации регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Основные понятия в области охраны труда определены статьей 209 ТК РФ, в частности:

- охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

- система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей;

- требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

- стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Одной из целей саморегулирования в строительстве в соответствии со статьей 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 55.13 Кодекса в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Национальное объединение саморегулируемых организаций разрабатывает стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а не стандарты безопасности труда.

Главой 57 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень органов, осуществляющий государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением требований трудового законодательства, а также их полномочия.

Саморегулируемые организации в сфере строительства в этот перечень не входят.

Меры дисциплинарного воздействия согласно части 1 статьи 55.13 Кодекса саморегулируемая организация вправе применить только в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации.

Дополнительно необходимо отметить, что в случае получения в рамках плановых и внеплановых проверок своих членов информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, саморегулируемая организация может направить соответствующее обращение в федеральную инспекцию труда в целях принятия решения о проведении внеплановой проверки работодателя.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875.


Вопрос: Какая периодичность установлена законодательством для саморегулируемой организации по направлению сведений о запланированных и проведенных проверках деятельности членов саморегулируемых организаций в орган надзора за саморегулируемыми организациями?

Ответ: Периодичность направления в Ростехнадзор сведений о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок, указанных в пункте 2 части 3 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», законодательно не установлена.

Учитывая, что в соответствии с частью 4 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов саморегулируемой организации, полагаем целесообразным направлять указанную информацию не реже одного раза в год.

При этом, частью 3.1 статьи 22 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусмотрено, что сведения могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Электронный адрес Ростехнадзора для приема электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, sro@gosnadzor.ru. Объем вложения не должен превышать 20 МГб.

Обращаем внимание, что сведения о запланированных и проведенных проверках деятельности членов саморегулируемых организаций не являются сведениями, подлежащими внесению в государственный реестр саморегулируемых организаций, в связи с чем указанные сведения необходимо направлять на бланке простого письма.