Семинар-совещание Ростехнадзора по работе с обращениями граждан (25-26 октября 2007 г., Московская область, Учебный центр «Конобеево»)

sovesh2007.jpg25-26 октября 2007 г. в Учебном центре «Конобеево» Московской области состоялся двухдневный семинар-совещание Ростехнадзора по вопросу работы с обращениями граждан.

Проведение семинара-совещания приурочено к первой годовщине действия в стране Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон вступил в силу 2 ноября 2006 г.

Семинар проходил под председательством руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Б. Пуликовского.

В работе семинара приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации. Перед участниками семинара выступил Начальник Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан М.А. Миронов. Именно Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан под руководством М.А. Миронова явилось разработчиком Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года.

В работе семинара участвовали специалисты по работе с обращениями граждан системы Ростехнадзора. Это были специалисты из центрального аппарата Ростехнадзора; семи межрегиональных территориальных управлений технологического и экологического надзора в федеральных округах Российской Федерации; Московского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора, межрегионального территориального округа по информатизации и защите информации; межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору (МТУ); управлений по технологическому и экологическому надзору (УТЭН); межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТО ЯРБ); федеральных государственных учреждений «Центр лабораторного анализа и технических измерений (ФГУ «ЦЛАТИ»); ФГУП « НТЦ Промышленная безопасность»; АНО «Информационно-аналитический центр «Промбезопасность»; корпоративных изданий Ростехнадзора.

Основной целью семинара-совещания явились передача методологий, обмен опытом, оказание практической помощи участникам семинара с целью повышения уровня и ответственности всех участников работы с обращениями граждан в Ростехнадзоре. В задачи семинара входило обобщение опыта и распространение его в регионы.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан М.А. Миронов на семинаре выступил с докладом «Государственная политика в работе с обращениями граждан». М.А. Миронов также рассказал о том, как организована работа в Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, о проводимых «прямых» линиях Президентом страны и обработке, анализе всех поступивших без исключения во время «прямой» линии обращений граждан, о законотворческой и нормотворческой деятельности Управления, а также проводимой разъяснительной работе.

На семинаре выступил руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Б. Пуликовский.

С сообщениями выступили: начальник Управления делами Ростехнадзора Ю.В. Пивоваров, начальник отдела по работе со СМИ и обращениями граждан Управления делами Ростехнадзора Е.Г. Калиберда, начальник отдела документооборота и архива Управления делами А.А. Масальский, заместитель руководителя Межрегионального территориального округа Ростехнадзора по информатизации и защите информации Д.И. Божко, представители регионов, редакторы корпоративных изданий Ростехнадзора.

Сообщения посвящались итогам работы с обращениями граждан за 9 месяцев 2007 года и задачам на 2008 год. Рассматривались итоги работы в свете реализации в Ростехнадзоре Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Практически во всех выступлениях участников подчеркивалось, что работа с обращениями граждан рассматривается как «обратная связь» между федеральным органом исполнительной власти и гражданами страны. И этот фактор является целевым в работе с обращениями граждан.

Внимание участников семинара-совещания было обращено на такие аспекты деятельности, как создание информационных центров, функционирование специальных разделов «Общественная приёмная» на сайтах территориальных органов и подведомственных организаций, а также проведение анализа результатов рассмотрения обращений граждан на предмет получения данных о репутационном капитале Ростехнадзора, оценке эффективности работы ведомства и наличия действительно реальной «обратной связи» с гражданами.

На семинаре были проанализированы примеры взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Ростехнадзора, ФГУ «ЦЛАТИ» при рассмотрении обращений граждан и организации выездных проверок по тревожным сигналам граждан, а также результаты такого взаимодействия.

Обсуждался вопрос о важности и целесообразности обобщения мнения общественности о репутационном капитале Ростехнадзора (как воспринимается Ростехнадзор глазами общественности).

Рассматривались аспекты делопроизводства в части обращений граждан, в том числе о порядке рассмотрения письменных, устных обращений граждан, обращений, поступающих по сети Интернет. Процедура работы с обращениями граждан включает их регистрацию, рассмотрение, контроль исполнения, подготовку и отправку ответов заявителям, анализ ответов с точки зрения решения вопросов граждан, размещения ответов на вопросы граждан в СМИ и сети Интернет.

Поставленные задачи семинара в целом были выполнены. Участники обменялись опытом организации работы с обращениями граждан по различным аспектам, обсудили особенности работы на уровне центрального аппарата Ростехнадзора и на региональных уровнях; выявили проблемы работы Общественных приёмных, а также рассмотрели предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан; выделили проблемы, которые чаще всего волнуют население регионов и их граждан; оценили роль средств массовой информации в работе с обращениями граждан и определили способы заинтересовывать СМИ предоставлять возможность писать и говорить о работе с обращениями граждан.

По результатам выступлений представителей МТУ и МТО ЯРБ, ответственных за работу с обращениями граждан, было подсчитано общее число обращений граждан в Ростехнадзор за 9 месяцев. В Ростехнадзор поступило около 9 тысяч обращений (письменные обращения, обращения по сети Интернет, при личных приёмах граждан, обращения по каналам связи).

На семинаре были разработаны рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан. В их числе следующие рекомендации межрегиональным территориальным управлениям по технологическому и экологическому надзору; межрегиональным территориальным округам по ядерной и радиационной безопасности; управлениям по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, федеральным государственным учреждениям «Центр лабораторного анализа и технических измерений» по семи федеральным округам и другим организациям системы Ростехнадзора:

  • усилить кадрами работу с обращениями граждан, ввести должность руководителя Общественной приёмной;
  • информацию об ответственных за работу с обращениями граждан, адресах Общественных приёмных Ростехнадзора в регионах размещать и обновлять на официальном сайте ведомства;
  • продолжить работу по размещению информации на Интернет-сайтах, на которых создать разделы «Общественная приёмная» и «Обратная связь» для предоставления гражданам возможности задать вопрос и отправить обращение через информационные системы общего доступа;
  • обращения, которые поступают в территориальные органы по электронной почте, факсу, через раздел сайта «Обратная связь», регистрировать на правах письменных и рассматриваться по процедуре и в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г.;
  • работникам, ответственным за работу с обращениями граждан, проводить анализ тематик обращений граждан и регулярно информировать о результатах анализа своё руководство;
  • размещать на сайтах территориальных органов и подведомственных организаций вопросы граждан и ответы на них специалистов;
  • предоставлять корпоративным изданиям и СМИ региона информацию о работе с обращениями граждан регулярно (не реже одного раза в месяц);
  • провести семинар о работе с обращениями граждан в своем регионе с приглашением представителей центрального аппарата и общественности;
  • корпоративным изданиям Ростехнадзора, у которых нет еще соответствующих рубрик, создать рубрики «Общественная приёмная», и на своих страницах освещать ключевые вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан, давать консультации читателям о компетенции Ростехнадзора.

Участники совещания отметили полезность семинара, а также целесообразность проведения таких семинаров и в дальнейшем с сотрудниками системы Ростехнадзора, ответственными за работу с обращениями граждан, и общественностью.

Организаторы семинара ожидают, что участники семинара по возвращению на свои рабочие места донесут результаты семинара до своего руководства, вдохнут свежие идеи в свою работу, применят те знания, которые они получили на этом семинаре.

(полная версия статьи в журнале «Безопасность труда в промышленности», № 11, 2007 г.)